11 декабря 2019 года Президиум Межгосударственного союза городов-героев, рассмотрев ходатайство Международного организационного комитета по присвоению почетного звания «Город Трудовой Доблести и Славы», постановил: «За выдающиеся заслуги перед Отечеством, мужество, массовый трудовой героизм, проявленный жителями города Уфы в борьбе с фашистскими захватчиками и в ознаменование 75 годовщины окончания Второй мировой войны присвоить городу Уфа почетное международное звание «Город Трудовой Доблести и Славы».
Для справки: Звание «Город Трудовой Доблести и Славы» присваивается городам, внесшим большой вклад в победу над фашизмом своими трудовыми подвигами и достижениями. На сегодняшний день звание присвоено 25 городам России, включая Уфу.
По инициативе Федерации профсоюзов РБ и Уфимского городского совета ветеранов войны и труда велась плодотворная работа по подготовке необходимых материалов для представления столицы Башкортостана к присвоению почетного звания «Город Трудовой Доблести и Славы».
Республиканская организация Башкортостана Роспрофавиа также выступила в поддержку данной инициативы. В августе 2019 года в адрес председателя Общественной палаты Городского округа город Уфа РБ было направлено письмо, в котором Республиканская организация Башкортостана Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности совместно с первичными профсоюзными организациями ПАО «ОДК-УМПО», АО «УППО», УАП «Гидравлика», УНПП «Молния» и БПО «Прогресс» выражают уверенность в принятии положительного решения по вопросу присвоения почётного звания, обозначив особый значительный вклад промышленных предприятий в трудовую летопись Уфы в годы войны.
Немного истории. Особый вклад в производство двигателей для боевой авиации внес Уфимский моторостроительный завод. В 1940 году Уфимский моторный завод (УМЗ), к тому времени уже имевший всё необходимое для выхода производства на полную мощность, был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384 (ныне ПАО «ОДК-УМПО» - один из ведущих мировых производителей двигателей для боевой авиации).

Фото из открытых источников Интернет
УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов М-105, которых до начала Великой Отечественной войны удалось собрать 675 штук. В 1943 году в Уфе прошел успешные испытания новый мотор М-107А, который ставился на самый массовый советский истребитель второй половины войны - Як-9, сумевший по основным летным данным превзойти знаменитый германский «мессершмитт».
Кроме Рыбинского завода в Уфу прибыли два ленинградских завода-дублера (№234, №451), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода, - моторный (№384) и дизельный (№336) были объединены, получив номер головного - №26.
Успехи УМЗ в выполнении плана и освоении новой продукции неоднократно отмечались руководством страны. В 1942 году моторостроителям завода № 26 впервые со времени эвакуации удалось перевыполнить план и получить переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В дальнейшем завод завоевывал его еще 22 раза, а после Победы Знамя было оставлено в Уфе на вечное хранение.
Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в годы войны, были оснащены уфимскими моторами, а производство авиадвигателей, без сомнения, стало наиболее весомым вкладом Уфы в Победу над фашистской Германией. Всего, с 1941 по 1945 год заводом было выпущено более 40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков.
Также, в период Великой Отечественной войны, по решению Наркома авиапрома было демонтировано и отправлено в тыл – сначала в Саратов, а позднее – в Уфу заводское оборудование Ржевского завода, где был организован его филиал (сегодня – АО УАП «Гидравлика»). Уже в начале 1942 года была полностью освоена номенклатура Ржевского завода по выпуску уплотнительных изделий для авиамоторов. В январе 1943 года филиал был реорганизован в самостоятельный завод с присвоением ему государственного номера (№ 85 НКАП). С конца 1944 года завод начинает осваивать технологию изготовления пластинчатого фильтра для грубой очистки авиационных масел, а в 1945-м первые фильтры, собранные из покупных деталей, пошли в серию.
Фото из открытых источников Интернет
Трудовые коллективы таких авторитетных предприятий города Уфы, как АО «УАПО» и АО УНПП «Молния» также ведут свою историю с 1941 года и принадлежат к числу старейших промышленных предприятий города. В октябре 1941 года Наркомом авиационной промышленности был подписан приказ о немедленной эвакуации завода №161 из Москвы в Уфу.
В сложнейших условиях, без материальной базы для исследовательских работ, начало свою деятельность конструкторское бюро. Основной номенклатурой завода были свечи ВГ-2. Ими комплектовались практически все поршневые двигатели самолетов во время Великой Отечественной войны. Все усилия были направлены на повышение ресурса и эксплуатационной надежности свечей. Уже в январе 1942 года по чертежам уфимских конструкторов первая партия керамических изоляторов была изготовлена в Саратове (своих высокотемпературных печей не было). В сентябре 1942 года Московская керамическая лаборатория со своим оборудованием, документацией, с группой специалистов была переведена в Уфу. Несколько месяцев потребовалось для объединения творческих сил свечников Москвы, Саратова, Пензы и Уфы, чтобы они заработали в полную силу.
По приказу Наркома электропромышленности, в Уфе в марте 1942 года был создан Государственный Союзный завод по производству аппаратуры дальней связи и присвоен № 697, в дальнейшем п/я 210 (ныне – АО БПО «Прогресс»).
В августе - сентябре 1942 года завод уже выполнял важнейшее задание Комитета обороны по изготовлению стоек СМТ-34, ТВЧ-34. Победа молодого коллектива завода явилась результатом соцсоревнования, дружной самоотверженной работы цехов и отделов завода, общественных организаций (парткома, комитета комсомола, профкома). В дальнейшем широкий размах соцсоревнования позволил проводить их среди профильных заводов, между цехами, участками, бригадами, под девизом «Все для фронта – все для Победы!», с присуждением переходящих Красных знамен, почетных грамот, денежных премий. В течение 11 раз первое место и переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны, оставленное после войны на вечное хранение коллективу завода (18 мая 1946 года решением Коллегии Министерства и ВЦСПС за трудовые успехи в годы ВОВ 1941-1945гг.).
Одновременно, с большой напряженной работой по производству нужной аппаратуры связи для Красной Армии, для обеспечения связи по проведению международных конференций и встреч глав государств антигитлеровской коалиции, в г. Москве, Тегеране, Ялте, Потсдаме, Берлине, заводчане строили жилье, сеяли хлеб, выращивали скот, из трудовых сбережений работников собирали деньги на строительство боевых самолетов для Красной Армии.
За годы Великой Отечественной выпуск промышленной продукции на предприятиях города вырос в пять раз. Каждый третий советский танк заправлялся горючим уфимских нефтеперерабатывающих производства, из 137 тысяч советских военных самолетов 97 тысяч летали с авиадвигателями, изготовленными на Уфимских заводах. Без трудового подвига в тылу невозможно представить победу на фронте. Трудовой подвиг уфимцев – олицетворение героического труда всего советского тыла.
16 января 2020 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект о введении почетного звания "Город трудовой доблести", который приурочен к предстоящему празднованию 75-летия Победы. Город Уфа так же в числе претендентов на это почетное звание (ссылка на видеоролик).
Реском РОБ Роспрофавиа