Еще в январе 2022 года специалисты по работе с социальными медиа называли Facebook, Instagram и Tik-Tok самыми актуальными площадками для контакта с аудиторией. Профсоюзные эксперты прикидывали, как наилучшим образом использовать их в контексте объявленного ФНПР Года информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. Но уже месяц спустя компания Meta объявлена в России экстремистской организацией, а популярные ресурсы оказались доступны только с VPN. “Солидарность” рассказывает, как быть профсоюзным информационщикам и где искать новые возможности.
УХОДЯ, НЕ УХОДИ
Несмотря на то, что наиболее популярные зарубежные соцсети попали под каток правосудия, полностью уходить из них, удаляя аккаунты и напоследок хлопая дверьми, специалисты по работе с информацией не советуют. Российские чиновники неоднократно заявляли, что использование технологии VPN и “заход” в Facebook преступлением не является и преследовать за это не будут. Так, глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн говорил, что считает попытки ввести ответственность за использование VPN бесперспективными.
Другое дело, что активно размещать в Facebook, Instagram и Twitter новый контент от имени российских организаций и официальных лиц, пожалуй, не стоит, поскольку информация и целиком платформа могут быть заблокированы. Другая серьезная проблема - политика модерации на зарубежных ресурсах.
- В том же Facebook комментарии цензурируются крайне односторонне. Поэтому, несмотря на высокий технологический уровень таких платформ, видеть в них средство донесения своей позиции или конструктивной дискуссии - нельзя. Но, конечно, мы рассчитываем на возврат к честным правилам игры, - отмечает заместитель председателя ФНПР Александр Шершуков.
По его мнению, наиболее разумно оповестить пользователей этих площадок, где вас искать теперь, и переключиться на российские или другие нейтральные площадки. Тем более с середины февраля наметился серьезный отток российских (а точнее, русскоязычных) пользователей с зарубежных площадок. И, прогнозируют специалисты, отток аудитории только продолжится.
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Прежде всего надо понять, куда именно перешла ваша аудитория. Причем как уже существующая, особенно ее основная часть - профактивисты, члены организаций, сочувствующие, - так и потенциальная, которую еще предстоит заинтересовать.
Если говорить о социальных сетях и мессенджерах (а сегодня это серьезный канал общения и вовлечения), то активнее всего российские пользователи переходили во “ВКонтакте” (рост на середину марта с 46 млн до 50), “Одноклассники” (здесь рост скромнее, с 20 до 21 млн) и Telegram (рост с 31 млн на конец февраля до 45,5 млн на 15 марта).
У Telegram рост наиболее впечатляющий, причем, скорее всего, не только за счет русскоязычной аудитории. Мессенджер с “русскими корнями” привлекает аудиторию взвешенной позицией основателя - Павел Дуров принципиально выступил против ограничения информации и поддержал свободу слова.
При выборе площадок для миграции ориентироваться стоит именно на анализ их аудитории. Надо учитывать, что ситуацией не преминут воспользоваться маркетологи, обещающие “русский Instagram” или “русский Facebook”, которые якобы моментально заменят западные аналоги. Задайте себе вопрос: есть ли там люди, которым нужна наша информация? Если ответ “сейчас нет”, то не стоит тратить усилия на невнятные проекты.
ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ВРЕМЯ ПЕРЕСМОТРА
Как и любой кризис, резкое изменение информационного ландшафта несет и новые возможности, которые следует правильно использовать. Для этого важно внимательно следить за потребностями своих пользователей и новыми тенденциями.
Прежде всего, заметно растет значение видеоконтента. Технологии создания и размещения качественного видео дешевеют, сейчас они доступны самому обычному пользователю, а принцип “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” действует все так же безотказно.
При работе с видео надо учитывать технические и правовые аспекты ситуации. Так, по мнению Александра Шершукова, YouTube становится рискованной площадкой для размещения контента. Его могут заблокировать, да и функционирование самого ресурса в России под вопросом. При этом Rutube как видеохостинг имеет ряд серьезных ограничений, в том числе длительную и не слишком очевидную процедуру модерации. Зампред ФНПР рекомендует сейчас использовать возможности сервиса “ВКонтакте” как наиболее стабильной и технологически продвинутой российской онлайн-платформы.
Еще она важная тенденция - популярность стримов, живых эфиров. Используйте любую возможность показать вашей аудитории реальную работу, дать ощущение причастности к происходящему, показать, что все это “на самом деле”.
Специалисты по работе с информацией из Координационного центра доменов .ru/.rf и ряд других экспертов рассказали “Солидарности” о наиболее правильной стратегии для удержания и привлечения новой аудитории. Они рекомендуют регулярно публиковать живую практически полезную информацию, помогающую людям решать их актуальные проблемы.
- Записывайте короткие и практически полезные ролики, из которых человек узнает, например, что ему делать в случае остановки производства, простоя, внезапного увольнения. Что ему положено, как добиться своего. И обязательно говорите живым языком. Никакой бюрократии, - советует Александр Шершуков.
По его мнению, очень востребованными могут стать совместные проекты - например, с региональной службой занятости или органами соцзащиты. Небольшие, живые и ориентированные на практику ролики принесут больше пользы, чем “парадные” отчеты с заседаний.
ДУМАТЬ О БУДУЩЕМ
При общении с аудиторией на иностранных площадках специалисты советуют соблюдать осторожность и быть готовыми к неприятным моментам - в том числе к нашествиям “троллей” и ботов. Важно учитывать, что любой контакт с иностранными коллегами и на зарубежных площадках может стать поводом для давления со стороны регуляторов и профильных министерств на иностранных партнеров. Однако стратегически важно сохранить и даже нарастить качество профессионального взаимодействия с коллегами из других стран. На этих контактах будет строиться новое нормальное сотрудничество во всех сферах.
Такие связи и деятельность в информационном пространстве крайне важны сейчас, когда разрывы производственных и логистических цепочек провоцируют глобальный экономический кризис. Сильнее всего он ударит по незащищенным группам населения, в том числе по рабочим промышленности и сельского хозяйства. За этими процессами необходимо внимательно и постоянно следить, используя максимально широкий комплекс материалов, включая зарубежные источники.
ХАЙТЕК-ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Изменения в онлайн-пространстве касаются не только площадок размещения, но и огромного количества инструментов, которые привыкли использовать специалисты по работе с информацией. Многие инструменты принадлежат компаниям, которые либо уже запретили российским клиентам пользоваться ими, либо ограничили функционал для российских пользователей.
Так, клиентам Mail.ru оказался недоступен просмотр документов в письмах (для чего применялись технологии Microsoft). Приостановил работу в России сервис для совместной работы над проектами Figma. Все чаще пользователи жалуются на затруднения с работой в популярном трекере Trello. Впрочем, отечественных (и не только) сервисов и программ, способных заменить часть импортных аналогов, немало.
Так, вместо Trello еще до начала санкционного безумия многие онлайн-команды обращались к многофункциональным “комбайнам” вроде “Битрикс24” (который поддерживает даже прямой экспорт данных из Trello). Несколько меньше известен “Яндекс.Трекер”. Есть и специализированные решения полегче, такие как “Штаб” или хорошо зарекомендовавший себя Wrike.
Начали испытывать проблемы и команды, которые использовали для коммуникаций групповые бизнес-мессенджеры, например Slack, объявивший об ограничении для российских пользователей. Отечественных аналогов в этой сфере тоже хватает. Правда, часть из них выглядит сырой и уступает по функциональности, но есть проекты профессионального уровня, например VK Teams.
Стоит напомнить, что при выборе решения для информационной работы сейчас лучше привлечь к анализу специалистов по IT-безопасности либо выбирать целиком и полностью отечественные решения. Увы, уже были случаи, когда разработчики open-source приложений (свободно распространяемого ПО) вносили в код вредоносные изменения, рассчитанные на то, чтобы навредить именно российским пользователям. Поэтому, если вы решили найти замену Microsoft Office, стоит присмотреться не только к широко известному LibreOffice, но и к отечественным разработкам. Конечно, приложение “МойОфис” им пока уступает, но разрабатывается очень активно. И такие аналоги можно найти буквально для всех инструментов, от PDF-ридеров до графических пакетов и видеоредакторов.
Резюмируя - текущий кризис не сужает для общественных организаций и профсоюзов возможности работы в информационном пространстве. Напротив, позволяет привлечь новую аудиторию, использовать новые площадки и установить новые связи с зарубежными коллегами. Разумеется, при грамотном использовании появившихся возможностей.
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©