Концепция гендерной политики ФНПР

Приложение
к постановлению Генерального Совета ФНПР
  от 26.09.2001 № 14-6 

КОНЦЕПЦИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ ФНПР

1. ВВЕДЕНИЕ

 

  Данный документ содержит концептуальные подходы Федерации Независимых Профсоюзов России (ФНПР) к вопросу гендерного равноправия и основные направления деятельности профсоюзов по реальному обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в социально-трудовых и общественно-политических отношениях.
  Профсоюзы исходят из того, что положение мужчин и женщин, их участие в экономических процессах и общественной жизни нельзя рассматривать как нечто устоявшееся. Процесс оценки и переоценки роли и места, как мужчин, так и женщин в экономической, общественной жизни и даже в семье продолжается. Ученые, различные общественные деятели, далеко не всегда сходятся в своих теоретических выводах и оценке реальной ситуации. Еще более широк спектр мнений по проблеме гендерного равноправия со стороны различных социальных групп населения.
  Гендерное равенство предполагает равные гражданские права мужчин и женщин: исключение какой-либо дискриминации в экономике, в сфере труда, в управлении, в общественно-политической жизни, в семье; обеспечение равных возможностей, позволяющих реализовать эти права.
  В определении своей позиции и основных направлений деятельности на перспективу профсоюзы исходят из следующего.
   Более 20 лет назад наша страна ратифицировала Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Российское законодательство развивалось в направлении создания систем защиты женщины-матери, женщины-работницы. Конституция Российской Федерации, трудовое и иное законодательство, нормативные акты также не допускают дискриминации по полу. С этих же позиций исходят конвенции МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин с семейными обязанностями, Европейская социальная Хартия, Платформа действий, принятая Четвертой Всемирной конференцией ООН по положению женщин.
   Исторически сложилось, что в реальной действительности не были исключены элементы дискриминации, которые нередко не воспринимались как таковые в силу устоявшихся представлений о роли женщины – работницы, матери и хозяйки дома.
   В период реформ, связанный с жесткой борьбой за собственность, ключевые посты во власти и высокооплачиваемые рабочие места, стало реальностью снижение уровня осознания обществом равноценности мужчин и женщин.
Официальная статистика подтверждает снижение позиций женщин в экономике, на рынке труда, а также возможностей влиять на принятие решений:
снизилась численность занятых в экономике женщин, прежде всего они вытесняются из быстроразвивающихся отраслей и высокооплачиваемых рабочих мест (за последние 10 лет из 11 млн. человек, потерявших работу, около 8 млн. - женщины, что составляет 67 процентов);
возросла концентрация женщин в низкооплачиваемых отраслях (в образовании, здравоохранении, легкой промышленности доля женщин составляет 80-95 процентов);
увеличилась разница в оплате труда мужчин и женщин (по разным оценкам от 35 до 50 процентов);
период безработицы женщин, особенно молодых, стал более длительным по сравнению с мужчинами;
увеличилось количество женщин, работающих в неблагоприятных условиях, остаются высокими профессиональная заболеваемость и травматизм среди них;
углубилась профессиональная сегрегация женщин, сопровождающаяся вытеснением их из управленческого звена предприятий и организаций;
снижается влияние женщин на общественные и экономические процессы, на государственную политику (представительство женщин в Государственной Думе – 7 процентов, в Совете Федерации нет женщин, среди депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации – 9 процентов). Не высок уровень представительства женщин и в профсоюзных органах разных уровней: среди членов Генерального Совета ФНПР их только 15 процентов, в составе Исполнительного комитета Генерального Совета ФНПР – 11 процентов.
Изменившаяся социальная, экономическая ситуация в стране (безработица, кризисное состояние экономики, общий низкий уровень доходов населения, прежде всего, заработной платы, обесценивание добросовестного труда), а также значительное внимание к вопросу гендерного равноправия в мире вызвали необходимость переоценки взглядов и подходов к данной проблеме в России.
   Для того чтобы реальное гендерное равенство в обществе, в трудовой сфере, в семье стало нормой жизни, недостаточно только его законодательного провозглашения. Необходимо создание соответствующего морально-этического климата, позволяющего реализовать потенциальные возможности и интересы, как мужчин, так и женщин, сохранять достоинство тех и других.
   Главной своей задачей профсоюзы, входящие в ФНПР, считают содействие развитию социально-ориентированной рыночной экономики и реальной демократии в правовом государстве, обеспечению экономического и социального благополучия человека труда, наемных работников, как мужчин, так и женщин.

 

2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОФСОЮЗОВ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
ГЕНДЕРНОГО РАВНОПРАВИЯ

 

  Достаточно широкие права, обеспеченные законодательством, устойчивая структура, сплоченность и солидарность позволяют профсоюзам внести свой вклад в достижение реального экономического и социального равенства мужчин и женщин в России, обеспечение достойного уровня жизни всех слоев населения, формирование здорового и социально защищенного общества.
Защищая права и интересы работников, членов профсоюзов и их семей вне зависимости от пола, профсоюзы считают необходимым одновременно особое внимание уделять проблемам выравнивания прав и возможностей женщин на рынке труда, повышения социального, общественно-политического статуса женщины, учету интересов и социальной защите трудящихся, имеющих детей.
Этого можно достичь путем:
совершенствования законодательства и других нормативных актов на основе гендерного анализа и формирования программ на всех уровнях исполнительной и законодательной власти;
внедрения гендерного подхода в договорный процесс при заключении коллективных договоров и соглашений;
проведения пропагандистско-просветительской работы в профсоюзной среде.

 

 

2.1. Гендерное равноправие на рынке труда

 

 

   Современный российский рынок труда формируется под воздействием таких факторов, как:
неустойчивая ситуация в экономике;
преобладающий сырьевой характер экономики, зависящий от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и валютного курса;
высокая степень изношенности основных производственных фондов и вялая инвестиционная деятельность бизнеса и власти;
низкая заработная плата работников, высокий уровень безработицы и бедности.
   Крайне низкой остается цена труда. Средняя заработная плата по России находится на уровне, не обеспечивающем простого воспроизводства рабочей силы. Более 20 млн. работников имеют заработную плату ниже величины прожиточного минимума.
  Ежегодное предложение рабочих мест на рынке труда составляет 400-500 тысяч, в то время как безработица достигает 7 млн. человек.
  Тяжести рынка труда ощущают на себе и мужчины, и женщины. Однако анализ ситуации свидетельствует о тревожной тенденции значительного ухудшения положения именно женщин на рынке труда в сравнении с мужчинами. Наличие детей, семейные обязанности делают женщин в глазах работодателя работниками «второго сорта». Их первыми увольняют, им труднее найти рабочее место, особенно высокооплачиваемое.
  Российские женщины имеют высокий уровень образования, стремятся к знаниям (среди студентов высших образовательных учреждений не снижается процент девушек), они социально активны и по своим профессиональным качествам вполне конкурентоспособны. Но сложная ситуация на рынке труда, нарушения действующего законодательства, и, как показывают обследования, сложившийся необоснованный стереотип о второстепенной роли женщины, создают дискриминационную по отношению к женщине ситуацию на рынке труда.
   ФНПР намерена постоянно анализировать положение на рынке труда с позиции воздействия его на мужчин и женщин, способствовать созданию реальных возможностей реализовать свое право на труд без какой-либо дискриминации и мужчинам, и женщинам. При этом особого внимания требуют следующие вопросы:
условия найма и увольнения женщин, в первую очередь - матерей; режим рабочего времени;справедливая оплата труда;условия и охрана труда женщин;создание возможностей для всех форм обучения, повышения квалификации и реализации права на дополнительное образование;содействие профессиональной и управленческой карьере.

 

 

2.1.1. Условия найма и увольнения

 

 

  Несмотря на законодательное закрепление равных прав граждан на труд на практике по-прежнему существует дискриминация при приеме на работу по полу, возрасту и семейному положению.
  Нередки случаи нарушения законодательства при заключении трудового договора, необоснованное использование срочных контрактов при приеме на работу.
  Психологическое давление работодателей, отдающих предпочтение мужчинам при найме на работу, кадровом росте, установлении оплаты труда, снижает конкурентоспособность женщин на рынке труда, уменьшает возможности ее трудоустройства, особенно при наличии малолетних детей, увеличивает продолжительность безработицы молодых женщин.
  Несовершенство трудового законодательства, отсутствие действенного контроля за его исполнением, а также эффективных мер воздействия на нарушителей со стороны государственных органов, приводит к правовой уязвимости женщин. Отмена обязательного государственного страхования по безработице больше всего негативно сказалась на женщинах.
   Задачи профсоюзов добиваться:
реальных гарантий государства по обеспечению равенства женщин и мужчин при трудоустройстве и продвижении по службе, с учетом их квалификации и опыта работы;
обеспечения высокого уровня страховой защиты женщин в период беременности, ухода за малолетними детьми;
создания условий для расширения помощи в трудоустройстве работникам с семейными обязанностями;
экономической заинтересованности работодателей в приеме на работу лиц с семейными обязанностями;
усиления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.

 

 

2.1.2. Рабочее время

 

 

   Законодательство о труде определяет продолжительность рабочей недели в 40 часов и 8-часовой рабочий день. Однако реально продолжительность рабочего времени значительно больше, так как существующий уровень оплаты труда, экономическое положение семьи вынуждают работников расширять свои трудовые обязанности за счет совместительства и выполнения дополнительной работы. Это затрудняет сочетание производственной деятельности с выполнением семейных обязанностей. В то же время наблюдается тенденция, когда женщины вынуждены соглашаться на условия неполного рабочего дня, временную работу, влекущие за собой снижение и так небольшой заработной платы и пенсии, ухудшение экономического положения семьи, лишает их возможности продвижения по службе.
  Растет число сторонников более гибкого распорядка рабочего времени. Однако это не должно привести к ухудшению экономического положения работников, условий их труда, снижению возможности воспроизводства собственных сил, повышения квалификации, к затруднению выполнения семейных обязанностей.
  Задачи профсоюзов заключаются в:
обеспечении контроля за соблюдением законодательно установленного режима рабочего времени на производстве, недопущении систематического применения неоплаченной неполной занятости и неоплачиваемых отпусков;
побуждении работодателя к переходу к гибкому распорядку работы за счет повышения эффективности труда, внедрения новых технологий, рационального использования рабочего времени;
решении вопроса о предоставлении возможности женщинам самостоятельно осуществлять выбор приемлемого для них режима труда с целью совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей.

 

 

2.1.3. Оплата труда

 

 

  За период реформ произошло беспрецедентное снижение уровня жизни населения, падение статуса труда. Рост дифференциации доходов достиг уровня, при котором более трети населения имеют заработок ниже стоимости скудного прожиточного минимума, а на долю 20 процентов самых обеспеченных приходится около половины всех доходов, в том числе 38 процентов общего объема заработной платы, 70 процентов доходов от собственности, более 60 процентов прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности. Органы государственной власти при этом стремятся минимизировать социальные стандарты и гарантии, резко сокращают социальные выплаты и компенсации из фондов общественного потребления.
  Женщины составляют большинство в низко доходных бюджетных отраслях – здравоохранении, образовании, культуре и легкой промышленности. Доля работников в этих сферах, получающих заработную плату, не достигающую прожиточного минимума, составляет 45-65 процентов всех работающих.
Женщины зарабатывает меньше, чем мужчины. Процесс выравнивания уровня оплаты труда женщин и мужчин идет по-разному в различных отраслях. Оценка труда по профессиям, в которых преобладают женщины, и по профессиям, в которых преобладают мужчины, необъективна. Стаж, образование, степень ответственности и трудовая нагрузка оцениваются по разному.
  Сложившаяся тенденция показывает, что все меньшее количество женщин имеет возможность продвижения по службе, выдвижения на руководящие должности, которым соответствует более высокий уровень заработной платы.
Для достижения равной оплаты за равноценный труд требуется решение самого широкого круга задач не только профсоюзами, но и государственными органами и работодателями.
  ФНПР выступает за кардинальное повышение заработной платы, значительное увеличение размера оплаты труда в бюджетных отраслях с их преимущественно женским составом работников, требует более высокого уровня жизни населения, справедливого и эффективного распределения доходов.
   С этой целью профсоюзы будут добиваться:
установления минимального размера оплаты труда на уровне, по крайней мере, прожиточного минимума;
создания условий для повышения оплаты труда на каждом рабочем месте;
ускорения темпов выравнивания уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях и в промышленности;
применения методов объективной оценки труда работников независимо от их пола;
ликвидировать задолженность по выплатам заработной платы.

 

 

2.1.4. Условия и охрана труда

 

 

   В России остается критической ситуация с условиями труда на предприятиях различных отраслей экономики. Старое оборудование, устаревшие технологии, недостаток средств индивидуальной защиты, нарушение норм, правил техники безопасности и охраны труда привели к увеличению профессиональной заболеваемости, росту производственного травматизма. Вырос удельный вес работающих во вредных условиях, так как безработица толкает и мужчин, и женщин на работу практически в любых условиях, без соблюдения установленных норм техники безопасности и охраны труда. Многие зачастую не знают о негативных последствиях и травмах, которые могут иметь место.
  Различия в воздействии производственных факторов на женский и мужской организм явились основанием для введения в законодательство о труде и охране труда нормы, запрещающей применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Правительством Российской Федерации в 2000 году был утвержден новый «Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин». В целях установления более гибкого порядка его применения, в перечень включена норма, в соответствии с которой работодатель может принимать решение о применении труда женщин на этих работах, при условии создания безопасных условий труда.
  Профсоюзы считают оправданным наличие в законодательстве этих норм, но вопрос охраны труда и здоровья работников должен решаться не только введением запретительных мер. Основные усилия работодателей и государства в целом должны быть направлены на сокращение и ликвидацию рабочих мест с тяжелыми, вредными или опасными как для женщин, так и для мужчин условиями труда, модернизацию и техническое переоснащение производства, внедрение современных и безопасных технологических процессов.
  Приоритетными направлениями деятельности профсоюзов в этой сфере являются:
усиление контроля за выполнением законодательства Российской Федерации об охране труда и здоровья работников с учетом гендерного аспекта;
непосредственное участие в совершенствовании законодательной и нормативной базы в области улучшения условий труда, приведении ее в соответствие с документами МОТ и директивами ЕС;
повышение требований к работодателям, к условиям на рабочем месте, проведению активной инвестиционной деятельности, направленной на сокращение рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда;
совершенствование обучения профсоюзных кадров и актива по вопросам охраны труда, повышение квалификации и роли технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда профсоюзов, расширение их взаимодействия с государственными органами контроля и надзора в данной области.

 

 

2.1.5. Повышение квалификации и реализация права на дополнительное образование

 

 

  Развитие производства, необходимость повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг требуют внедрения новых технологий. При этом возникнет потребность в высококвалифицированных кадрах, в постоянном повышении квалификации. Сегодня нет четко работающей системы повышения квалификации кадров, переориентации их на потребности рынка без потери уровня заработка, разрушена система первичного профессионального образования. В этих условиях женщины испытывают дополнительные трудности в связи с вынужденным длительным отсутствием на рабочем месте, связанным с рождением ребенка и уходом за ним, что приводит к частичной потере квалификации и создает проблемы в освоении новых квалификационных требований.
 Реформирование экономики, реструктуризация отраслей и предприятий часто приводят к высвобождению работников, при этом дальнейшее их трудоустройство не всегда обеспечивается. Наиболее тяжелые последствия этих процессов испытывают женщины.
  Профсоюзы, защищая трудовые права и интересы работников, намерены и в дальнейшем способствовать повышению их квалификации и получению востребованного на рынке труда профессионального образования, при этом обращать особое внимание на наиболее уязвимые категории трудящихся.
  С этой целью профсоюзы будут добиваться:
создания механизмов, побуждающих работодателей к организации на предприятиях системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
восстановления и развития системы первичного профессионального образования и обучения;
формирования системы непрерывного профессионального образования работников;
обеспечения работникам с семейными обязанностями, прервавшим свою трудовую деятельность на срок более 1 года в связи с уходом за ребенком, возможности обучения по программам повышения квалификации или получения другой специальности за счет работодателя.

 

 

2.2. Социальный аспект

 

 

   В годы реформ действия федерального правительства были не адекватны происходящим процессам, влияющим на уровень и качество жизни населения, их семей, что привело к тяжелым социальным и демографическим последствиям.
Заработная плата, пенсии ниже прожиточного минимума лишают людей возможности полноценного питания, лечения, отдыха. Необходимые медицинские услуги переводятся в разряд платных и становятся недоступными, растет заболеваемость, сокращается продолжительность жизни населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте.
  Ужесточение системы выплат мизерных по размеру детских пособий не только не способствовало развитию института семьи, но и не решило проблему снижения в регионах объемов долгов по их выплате.
   Беременная женщина воспринимается как обуза производственному процессу; испытывают дискриминацию и матери с малолетними детьми.
  Снижение тарифа в Фонд социального страхования привел к перебоям в выплатах по больничным листам, резкому снижению расходов на санаторно-курортного обслуживание, детский отдых, поддержку ДЮСШ.
  Пенсионное обеспечение не соответствует трудовому вкладу работников, а размер пенсий для большинства пенсионеров не обеспечивает даже их прожиточного минимума.
В ходе приватизации предприятий ликвидированы и перепрофилированы тысячи детских дошкольных учреждений. Резко уменьшились возможности для детского и семейного отдыха и оздоровления.
Снижение бюджетного финансирования образования привело к появлению большого числа безграмотных детей школьного возраста.
   В этих условиях ФНПР, ее членские организации намерены в сфере социальной защиты:
отстаивать социальные права и гарантии работающих, семей, имеющих детей, граждан с ограниченными возможностями самообеспечения;
участвовать в разработке и принятии общероссийского Пакта об охране материнства как приоритета национальной безопасности;
содействовать совершенствованию и развитию нормативно-правовой базы образования, медицинского, культурного, правового обслуживания населения;
добиваться направления части прибыли предприятий на оздоровление трудящихся, женщин, детей, улучшение медицинского обслуживания работников;
пропагандировать здоровый образ жизни, проведение с этой целью различных культурно-спортивных мероприятий, смотров-конкурсов, конференций и т.д.;
усилить контроль за соблюдением законодательства по отношению к лицам, имеющим семейные обязанности;
совместно с государственными органами создавать центры, занимающиеся социальной и гендерной экспертизой законопроектов и государственных программ как на федеральном, так и на региональных уровнях;
готовить экспертов и обучать профсоюзные кадры основам гендерного подхода в социально-трудовых отношениях, коллективно-договорном процессе и т.д.
Достижение гендерного равенства, одинакового уровня социальной защищенности женщин и мужчин возможно при усилении внимания профсоюзов к формированию законодательной базы в социальной сфере, соблюдении гендерного подхода при заключении Генерального, региональных, отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.

 

 

 

2.3 Пропагандистско-просветительская деятельность по гендерным проблемам

 

 

 

Формирование общественного мнения по вопросам гендерного равноправия напрямую зависит от уровня информированности населения по данной проблеме, достоверности и полноты сведений о положении женщин на производстве, в семье и обществе.
Это проводится с целью:
изучения и распространения информации о положении работающих женщин в различных отраслях и регионах, на конкретных предприятиях;
распространения знаний о гендерном равноправии;
распространения информации о законодательстве, касающемся положения женщин в семье и в обществе;
расширения сотрудничества с различными общественными организациями страны, с международной профсоюзной общественностью и организациями, занимающимися проблемами гендерного равноправия.
Для привлечения внимания членов профсоюзов и проведения конкретной работы по проблемам гендерного равноправия ФНПР ее членские организации приступили к формированию в профорганах разных уровней комиссий, ориентированных на решение проблем гендерного равноправия.
Постановлением Генерального Совета ФНПР утверждена Постоянная комиссия по вопросам социального равенства женщин. В настоящее время аналогичные комиссии создаются в общероссийских профсоюзах и территориальных объединениях организаций профсоюзов.

 

 

 

2.4. Представительство женщин в общественно-политической деятельности и управлении

 

 

 

  Женщины России, составляющие около половины экономически активного населения и лиц, имеющих избирательное право, не имеют сегодня пропорционального представительства в органах законодательной и исполнительной власти. Они отстранены от принятия принципиальных социально-экономических и политических решений.
  По выводам экспертов ООН, только тогда, когда доля женщин в органах законодательной и исполнительной власти приближается к 30 процентам, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам семей, женщин.
  Даже в самых демократичных организациях – профсоюзах, где женщины составляют более половины рядовых членов, на уровне их руководящих органов женщины не имеют пропорционального представительства.
 Цель ФНПР в этой области - способствовать увеличению представительства женщин в руководящих органах профсоюзных структур, органах управления предприятий, учреждений и организаций, а также в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней.

 

 

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

  Основой для достижения реального гендерного равноправия неоспоримо являются: экономический рост, технический прогресс, развитие малого и среднего бизнеса, государственная политика, ориентированная на повышение статуса женщины и создание здорового нравственного климата.
 Решение данной проблемы - настоятельная национальная потребность. Ее реализация позволит активизировать потенциал большей части населения. Для этого необходимы совместные усилия мужчин и женщин. Различия между ними лишь подчеркивают важность мер, направленных на необходимость изменения социально-культурных взглядов и представлений о гендерном равноправии в обществе. Деятельность в этой области должна стать неотъемлемой составной частью всей профсоюзной работы.
 Настоящая Концепция - отправная точка в разработке программ действий профсоюзов по достижению реального гендерного равенства. ФНПР намерена действовать совместно со всеми конструктивными силами общества, с организациями и движениями, сотрудничать с органами исполнительной, законодательной власти и работодателями с тем, чтобы обеспечить как женщинам, так и мужчинам достойную жизнь, отвечающую требованиям XXI века.
 Претворение в жизнь Концепции послужит конкретным вкладом в деятельность международного профсоюзного движения по достижению гендерного равенства.